Елена ФУРСОВА

Культ медведя в верованиях крестьян Сибири

В среде этнографов сложилось устойчивое мнение о том, что в полевых экспедиционных материалах представления восточных славян о сакральных животных, если и сохранились, то в весьма отрывочном виде. Однако современные данные, собранные в экспедициях на территориях Западной и Восточной Сибири, все же отражают соответствующие поверья о медведе и фиксируются в фольклоре сибирских крестьян, их календарных обычаях и обрядах.
Исходя из многолетних наблюдений за поведением, повадками медведя, сибиряки делали предсказания о погоде, прогнозировали изменения в ходе времен года. Так, в Енисейском округе верили, что, если зверь долго не залегает в берлогу, то зима будет суровой. У крестьян вызывало уважение приверженность косолапого соседа к точным датам календаря, как бы подтверждавшая его незаурядность. Считалось, что медведь впадает в зимнюю спячку со «сдвиженья» (Воздвиженье Честного и Животворящего Креста Господня), т.е. с 27 сентября н. ст. Просыпается и покидает берлогу лесной хозяин под Благовещение, т.е. 7 апреля. Кроме того, знал он и еще одну важную дату - середину зимы. Крестьяне верили, что медведь спит на одном боку, но, как только перевернется на другой, половина зимы миновала. Т.н. «медвежьих дней» в Сибири не фиксируется, однако, Прокопьев день отмечался с большим размахом еще в начале ХХ века.

Убитый медведь, согласно представлениям сибирских крестьян, мог помогать людям в их борьбе с нечистой силой. Так, кое-где в конюшне было принято хранить отрубленную медвежью лапу, а дом, конский двор, хозяйственные постройки окуривать медвежьей шерстью. И сегодня охотники, как и прочие селяне, считают, что медвежатина обладает лечебными для человека свойствами, а медвежьим салом можно вылечить болезни легких.  
Другая группа верований была связана с идеей оборотничества, верой в якобы существовавшую возможность отдельных людей превращаться в зверей, т.е. обладать особыми, трансформационными свойствами. Так, в представлении крестьян таежных районов Среднего Приобья, оборотнями-медведями чаще становились лица мужского пола. Согласно демонологическим поверьям русских крестьян, колдун превращался в медведя в подполе, где он переворачивался или перескакивал через 12 ножей. Если эти ножи украсть в то время, когда оборотень странствует, то он навеки так и останется в том виде, какой принял.

Полевые этнографические материалы, относящиеся к концу ХIХ - началу ХХ веков, свидетельствуют о сохранении в календарных обычаях и обрядах множества пережитков, связанных с культом медведя. Более всего это фиксируется в святочных и масляничных ряжениях русских старожилов (частью известных под именем «чалдонов»), а также в масляничной обрядности сибирских белорусов. Для того, чтобы перерядиться «медведем», требовалось принять «косматый» вид, вывернуть шубы, тулупы шерстью наружу (ср. семантическую соотнесенность слов «выворачивать» и «оборачиваться»). Это был достаточно обычный и, как следует из рассказов наших информаторов-старожилов, наиболее распространенный маскарадный костюм ряженых - «шуликанов». Ранние сведения середины ХIХ века о ряженых медведями относятся к Енисейскому округу, где так наряжались парни и молодые мужчины. В галерее масленичных образов Южного Алтая всегда находились желающие изобразить «медведя», для чего достаточно было вывернуть шубу мехом наружу и покрыть голову вывернутой шерстистой шапкой. Появление этого персонажа вызывало ликование детей, которые встречали подводу криками: «Медведя везут!». «Медведь» участвовал в масленичном поезде, лодке ряженых вместе с Ванькой-Рашмайкой, снежной бабой и пр.

Приведенные нами материалы позволяют рассматривать пережитки культа медведя восточнославянских народов Сибири конца ХIХ - ХХ в. как бы в трех плоскостях:

  1. Поверья, привязанные к «естественному», живому или мертвому, медведю, «хозяину леса».
  2. Сложный сплав верований относительно медведя-оборотня, в которого превращался человек в силу определенных обстоятельств, обрядов.
  3. Комплекс календарных обычаев и обрядов, связанных с ряженьем медведем.