Людмила КРИВЦОВА

Образ медведя в современном российском искусстве

«Русский медведь стал частью повседневности» – это утверждение О. Рябова и А. де Лазари сложно оспорить, наблюдая за расширением использования медвежьей метафоры в выступлениях как западных, так и российских политиков, а также в визуальных репрезентациях России. И если включение образа русского медведя в политическую карикатуру имеет давнюю традицию и не вызывает особых разночтений в толковании, то появление изрядного количества медведей – персонажа скорее редкого, чем популярного – в современном российском искусстве вызывает либо недоумение, либо обвинения авторов в конъюнктурности, либо, в лучшем случае, улыбку. Причины появления «русского медведя» в сфере, на данном отрезке российской истории лишь косвенно связанной с властью, обусловлены функционированием искусства, во-первых, как некоего символического запаса, не только хранящего, но и воспроизводящего символы-маркеры, значимые и для Своих, и для Чужих; во-вторых, как доступного и общепонятного способа репрезентации идеологии, а также проведения символических границ.

В неофициальном искусстве советского периода медведь как символ России и русских появлялся нечасто (работы Ю. Соостера и Л. Сокова). 1990-е годы стали этапом, отмеченным рефлексией над символом «русского медведя» в традициях соц-арт: «изучение» влияния контекста на формирование смысла, поиск адекватных приемов и средств выражения, соответствующих «перестроенному» пониманию медвежьей метафоры (В. Комар и А. Меламид, Л. Соков, О. и А. Флоренские, видеоинсталляции И. Наховой и Д.Торми).

Обращение к образу медведя в современном актуальном искусстве 2000-х характеризуется стремлением уйти от традиционных коннотаций, обусловленных политическим контекстом (Д. Цветков, С. Братков, З. Церетели, Г. Майофис, Р. Тавасиев, П. Пепперштейн, Л. Соков и др.). Медведь – это уже ни символ империи, ни персонификация ленности русского человека, ни олицетворение «варварского нрава нецивилизованной России». Обращаясь к приему остранения, художники, лишая образ медведя традиционного политического окружения и погружая его в художественный контекст, сообщают этому образу новые смыслы, тем самым переводя уже ставшую банальностью медвежью метафору на уровень сложного символа.

Проблема политической конъюнктуры и искусства в современной России имеет и другие стороны. Так, партия власти пропагандирует новый образ «русского медведя» через проведение детских конкурсов творчества (например, «Art-bear» в Красноярске) или же привлекая к созданию предметов искусства высших государственных чиновников (в частности, в проекте «Пушкинская азбука» губернатор Санкт-Петербурга В. Матвиенко написала картину «Медведь»).