Улубей МУТАЕВ

«Русский медведь» и «чеченский волк» на Северном Кавказе:
актуальные практики взаимодействия

Образы «русского медведя» и «чеченского волка» соприкасаются в различных плоскостях взаимоотношений русского и чеченского народа, главной из которых была и остается плоскость политическая. Еще не совсем зажили раны прошлых конфликтов, но даже современные «мирные» чеченцы – так же, как и сепаратисты презентуют себя как «берзлой», т.е. «люди волка». Есть все основания предполагать, что образ «чеченского волка», опираясь на некоторые традиции чеченской культуры,  сформирован и наполняется смыслом, в первую очередь, в рамках политик идентичности сепаратистов – в том числе как противопоставление образу «русского медведя». Например, образ волка в чеченской интерпретации – это образ свободного, красивого, умного животного, символ сильного воина, храброго человека. «Мы родились той ночью, когда щенилась волчица», – поется в гимне Ичкерии. Говорить о «волчьем» чеченцы начинают именно в период существования непризнанной республики; тогда же создается и герб с изображением волка.

Образ медведя - это, напротив, образ жестокого, непредсказуемого, захватчика, к тому же грузного, неповоротливого и глупого зверя. Такими характеристиками наделяется Россия на сайтах сепаратистов. Здесь следует оговориться, что подобный образ «русского медведя» заимствуется из западной прессы и отражает, прежде всего, позиции по отношению к России тех кругов на Западе, к которым тяготеют сепаратисты.

Как показывает практика, эти образы, как правило, не сталкиваются напрямую в рамках политической и идеологической полемики. Они существуют, скорее, параллельно друг другу и используются для подчеркивания «плохого» в русских (это медведь) и «хорошего» в чеченцах  (это волк).

По итогам пилотажного опроса на предмет распространенности описанных выше образов медведя и волка среди уроженцев Северного Кавказа, а также отношения к ним можно сделать ряд предварительных выводов: респонденты в возрастной группе до 40 лет в большинстве своем считают, что дихотомия «медведя» и «волка» для обозначения России и Чечни справедлива. Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что оценка «русского медведя» неоднозначна – более 30% характеризуют этот образ как положительный. Все опрошенные старше 40 лет отнесли образ «русского медведя» к положительным; при этом многие считают, что это не только этнический символ русских, но и символ всей России, всех россиян, то есть в известной степени ассоциируют и себя с ним.