Ирина НОВИКОВА

«Расхристанный» медведь и «чужой» медвежонок в латвийском медиапространстве 1990–2000-х годов

Часть 1. «Расхристанный» медведь

В девяностые годы, после восстановления независимости балтийских государств, демонтаж национальных и региональных экономических инфраструктур для последующих рыночных спекуляций был возможен лишь при условии долгосрочной политической десолидаризации и радикальной этнизации сложных социальных отношений, полученных в наследство от советского политического режима. Геополитический компонент этого процесса потребовал проведения жестких границ и разделений между «своими» и «чужими» на будущих форпостах НАТО, которые в разных постсоциалистических и постсоветских странах были сведены в соответствующие законодательства. СМИ здесь сыграли колоссальную роль для создания определенного «медвежьего» образа распадающегося СССР, нищающей России и «совков», приехавших в страны Балтии после 1940 года.
В период латышской Атмоды (Возрождение) одним из наиболее популярных СМИ был сатирический журнал Дадзис (Чертополох, 1957–1995). Созданный им образ «расхристанного» медведя выступал в качестве сатирической зоометафоры распадающейся системы. Сам «расхристанный» медведь, явно утратив свою медвежью сущность, напоминал больше «обабившегося» хряка, чем мощного лесного зверя из знаменитого рейгановского ролика The Bear. «Бабские» и «свинские» коннотации в образе распадающегося советского «медведя» повторялись и усиливались в сатирических изображениях политически отчуждаемых «совков» – мигрантов, туристов, военных. Одновременно, оженствление карикатурных образов «советской» мужской телесности предназначалась для усиления коннотаций девиантности, деградации и распада отчуждаемой системы.

Часть 2. Национальная безопасность и российский медведь как «абсолютное зло»

Во время российско-грузинского конфликта латвийское Интернет-пространство активно демонстрировало «медвежьи» карикатуры на Россию, собранные с газет и сайтов западного медиа- и блогпространства. Ситуация в Закавказье рассматривалась в качестве «лакмусовой бумажки» для обещаний национальной и региональной безопасности от гарантов национальной, региональной и мировой безопасности. Россия представала в образах кровожадного медведя-людоеда, как мировое «абсолютное зло», в сопровождении карикатур на Владимира Путина, vis-a-vis беспомощные НАТО, США и ЕС.

Часть 3. Внимание – медвежонок! Чужой!

Карикатура из «Дейли телеграф», помещенная на латвийских сайтах в августе 2008 года, предлагает любопытную модификацию «медвежьего» образа России. Россия предстает в образе хищной медведицы с медвежонком, устроившимся в балтийском «уголке» карты Европы рядом с огромной мамой, ухватившейся за Грузию. Такой гендерно-репродуктивный разворот в создании вполне определенных политических коннотаций этого образа любопытным образом соотносится с участившимися появлениями российского двуглавого орла в латвийских газетных карикатурах. Двуглавая птица скорее похожа на жутких бестий голливудской тетралогии Чужой/ Чужие, несущих скрытую репродуктивную опасность и разрушение рода homo sapiens. Взаимодействие зооморфных образов на разных уровнях медиасферы, национальном и транснациональном, обеспечивает качественное обновление и приращение политических коннотаций «медвежьего» образа России (имперские аппетиты двуглавого чужого, конфликт как доисторическая схватка динозавров) – от цивилизационной до онтологической несовместимости.

Appendix. Aliens Strike Back.

В дополнение я приведу примеры из российского интернет-пространства в качестве иллюстраций к активно формируемому фашизоидному образу Латвии.