Евгений ПЧЕЛОВ

Медведи в старинной русской геральдике: Семантика образов

В русской земельной геральдике допетровского времени изображения медведей встречаются три раза – в гербах Новгорода, Ярославля и Перми. В каждом из этих гербов медведи занимают разное положение, имеют различные атрибуты и, соответственно, отражают разную семантику эмблем, вписывающуюся в более широкий историко-культурный контекст.

В новгородском гербе, который прошел длительный путь эволюции, медведи (первоначально медведь и барс (рысь?)) выполняли функцию стражей места (трона), т.е. охраняли властные прерогативы правителя (ср. церемониальных телохранителей – рынд у русских царей). Возможно, причиной появления медведя в новгородском гербе послужили территориальные притязания Новгорода, и тогда медведь символизировал государственные претензии на уровне земельной эмблематики. Не исключено и сопряжение медведя с символикой четырех библейских царств, которая также могла найти отражение в композиционно сложной новгородской эмблеме. Медведи как щитодержатели позднее воспроизводились в русской родовой геральдике, воспроизводя отдельные фигуры гербов в щитах (князья Ромодановские, Голицыны).

В ярославском гербе изображение медведя обычно связывается с легендой об основании Ярославля и особом культе медведя в северном Поволжье (что позднее нашло отражение в карнавальной по сути традиции хождения с медведем). Как показывают многочисленные примеры из русских и иностранных источников от раннего Средневековья и вплоть до второй половины XIX века, противоборство с медведем и его поражение служили важным символическим актом легитимации правителя, что и воплотилось в эмблематике ярославского герба (медведь с протазаном, позднее с секирой).

В пермском гербе медведь символизировал победу христианства над язычеством, и это изображение входит в более широкий контекст сказаний о чудесах святых, к которым относится и сюжет об «умирении» и даже приручении медведя. При этом медведь может символизировать языческие, зачастую и дьявольские силы, а духовная победа над ним становится столь же традиционным атрибутом жития святого, как и физическая победа – биографии правителя.
Примеры русской геральдики свидетельствуют о сложении эмблематической презентации этих идей уже на протяжении XVI–XVII вв.