Татьяна РЯБОВА, Екатерина ЦАЛКО, Леонид ГОДУНОВ

Медведь как символ России: социологическое измерение

Широкое использование символа медведя в репрезентациях России – факт достаточно известный. Менее очевидным является то, какие именно значения вкладываются в этот символ, какие он вызывает чувства, какое влияние он оказывает на восприятие России, в чем специфика использования  медвежьей метафоры в различных культурах. С целью прояснить ответы на эти вопросы в марте 2009 года мы провели два пилотажных анкетных опроса – в России (г. Иваново) и в США (г. Вашингтон, округ Колумбия).

 Медведь оказался на первом месте среди символов России, которые назывались американскими респондентами (41,6 %), опережая другие популярные ответы – Красная площадь и Родина-мать (по 39,0 %), АК-47 (31,2 %), матрешка (23,4 %). Российские респонденты отдали предпочтение двуглавому орлу и Кремлю (соответственно 56 % и 38 %). Медвежий символ России шел на четвертом месте вслед за березой (20 % и 23%).

Объясняя использование медвежьей метафоры в западных СМИ, американцы считали, что России тем самым приписываются агрессивность, сила и жестокость (соответственно 76,6 %, 63,6 % и 50,6 %), а также варварство (26,0 %). Предлагаемые нами позитивные варианты значений образа медведя выбирались значительно реже: добродушие (10,4 %), мудрость (4,7 %), бесхитростность (3,9 %), спокойствие (2,6 %). Российские респонденты так же, как и американские, полагают, что западные масс-медиа вкладывают в образ медведя негативное содержание: по их мнению, России в медвежьем облике приписываются сила, отсталость, неуклюжесть, агрессивность и глупость (соответственно 58 %, 43 %, 37 % , 25 % и 21 %).

Сами российские участники опроса, очевидно, относятся к сравнению России с медведем, скорее, положительно, что может быть объяснено тем, что они наделяют этот символ другими значениями. Так, силу подчеркнуло большинство респондентов (81 %); однако при этом другие отмеченные характеристики России как медведя – добродушие (41 %) и бесхитростность (13 %) – позволяют заключить, что такая сила у них, в отличие от американцев, вызывает симпатию. Напротив, негативные глупость и отсталость России-медведя получили здесь лишь по 6 %, агрессивность – 4 %.

Отметим и те варианты ответов российских респондентов, которые они предлагали сами, размышляя о причинах обращения к образу медведя западных СМИ и о том, какие значения должны быть у медвежьего символа России. Среди первых назывались лень, непредсказуемость, неотесанность, грубость, дикость, невежество; среди вторых – размах, упорство, независимость, могущество, мощь, осторожность, выносливость, величие, несгибаемость.

Исследование показало, что, во-первых, медведь является более важным маркером России для американских респондентов, чем для российских. Во-вторых, и те, и другие осознают негативный характер такого рода маркировки в западных СМИ. В-третьих, для россиян, принявших участие в опросе, в медвежьем символе заключено значительно больше позитивных коннотаций.