Дмитрий ЦЫКАЛОВ

Медведь как доминантный символ России
в европейской карикатуре 1853–1914 годов

Вторая половина XIX – начало ХХ веков – время жесткого соперничества между великими державами. Европейская карикатура изображала международные отношения как дружбу или вражду вымышленных и реальных зооморфных и антропоморфных персонажей, символизирующих различные страны и народы. Политическая карикатура международных кризисов и войн становится частью сложного пропагандистского ритуала, играет роль геополитики в «красках», объясняя массам суть происходящего. Сила сатирической графики заключается в том, что она взывает к эмоциям, побуждая зрителя к действию. В итоге карикатуристы участвуют в формировании образа врага и национальной идентичности.

Одним из доминантных символов России в «низкой» геополитике является медведь. Будучи (наряду с такими ядерными символами как «казак», «царь», «двуглавый орел», «зима») фиксированной точкой в системе представлений европейцев о России, «медведь» многозначен. Его смысл раскрывается зрителю постепенно от сюжета к сюжету. И только пройдя их «полный круг», можно понять содержание символа в целом. Однако в европейской карикатуре от Крымской до Первой мировой войны набор сюжетов с участием русского медведя ограничен:

  1. «медвежьи объятия»;
  2. «медведь и пчелы»;
  3. «медведь – хозяин леса»;
  4. «берлога»;
  5. «медведь в клетке» (на цепи);
  6. «медведь и девушка».

В этих сюжетах медведь персонифицирует русского императора и его ресурсы – большую православную страну с холодным климатом и рабски покорным населением. Главной чертой медвежьего характера является сила. Медведь всегда на первых ролях, он стремиться «вести игру». Оборотная сторона силы – прожорливость, жадность и вороватость. Медведь агрессивен, может нарушить чужие права, склонен к силовым решениям. Он «хозяин леса», царь-деспот. Ночной зверь, свету он предпочитает сумерки, просвещению – невежество. Часто в карикатуре медведь изображается единственным зверем среди людей – персонажей, олицетворяющих европейские страны. Контраст подчеркивает враждебную природу России культурным европейцам, ее «нецивилизованность» и даже дикость. Опасения вызывал циклический образ жизни медведя, его способность к «регенерации». Проблема контроля над Россией нашла свое символическое решение в образах запертого в клетку или посаженного на цепь медведя. Отождествление России с медведем усиливало русофобию. Вплоть до конца 80-х годов XIX века в европейской карикатуре русский медведь – негативная, в лучшем случае, нейтральная фигура. Даже его любовь к сладкому – показатель добродушного характера – трактуется как слабость, «вредная привычка». Русский медведь гиперсексуален. В шаржах это его качество сигнализирует «жительницам» европейского леса об угрозе стать жертвой медвежьего флирта. Отношение к медведю изменилось с началом франко-русского сближения. Во французской сатирической графике он представлялся подходящим партнером для Марианны, верным и надежным ее защитником от германского орла.