Василий УСПЕНСКИЙ

Типология изображений русских медведей
в европейской карикатуре XVIII – первой трети XIX веков

 

Группой петербургских исследователей выявлено существование более 100 сатирических гравюр с изображением русского медведя, созданных на протяжении столетия с 1730 (первое известное нам появление русского медведя в изобразительном искусстве) по 1830 г. Все они, за редчайшим исключением, были изданы в Лондоне. Наибольшее количество было создано в Наполеоновскую эпоху – 1807-1808 и 1812-1814 гг. В докладе делается попытка выделения типов изображения русского медведя на протяжении рассматриваемого столетия.

Наиболее распространенный тип – изображение медведя в наморднике, на привязи или в ошейнике – связан с традиционными городскими увеселениями – медвежьей травлей и «медвежьей комедией». Кроме того, с медвежьей травлей, особенно популярной в Англии, связана вероятная версия происхождения «медвежьей метафоры» – еще в XVI веке медведи для травли завозились из России. Карикатуры с участием медведя, обезьяны и собаки были переиначиванием сцен травли и «медвежьей комедии». Изображение оков русского медведя в карикатуре часто использовались как символ политической подчиненности России (как правило, Наполеону) и, реже – несвободы её жителей. Изображение сцены травли русского медведя появлялось в наиболее напряженные моменты русско-английских отношений, и было способом хотя бы посредством карикатуры наказать Россию за недружественную политику. В период войны 1812-1814 годов и в дальнейшем рассматриваемый тип становится весьма редким.

На значительно меньшем количестве листов (около 13) встречается изображение русского медведя в виде воина. Как правило – рядового (при этом военачальник на том же листе мог изображаться в человеческом обличье). Популярность этого типа обусловлена тем, что образ России в европейской карикатуре вообще появлялся чаще всего в военном контексте. После войны 1812 года большое распространение получает тип медведя-казака – соединение двух хрестоматийных образов России, сходных по приписываемым им качествам.

На 10 гравюрах можно видеть изображение медведя в качестве геральдического российского животного (альтернативного герба России). Выбор медведя обусловлен, помимо всего прочего, тем, что двуглавый орел был также гербом Австрии – во избежание путаницы за Россией оставили более узнаваемого медведя.

Время от времени создавались листы с изображением белого русского медведя, апеллирующие к представлению о России как о северной стране. Вообще образ медведя (особенно белого) связывался с севером – неслучайно в виде медведей изображались также Швеция, Норвегия и Дания. Белые медведи и их шкуры были ценным товаром и активно экспортировались из России. Тип белого русского медведя позже получил значительно более широкое распространение во французской карикатуре.

В трех листах встречается уподобление русского медведя созвездию Большой Медведицы. Причина этого может быть в том, что координаты России на земном глобусе соответствуют координатам созвездия Большой медведицы на глобусе звездного неба.

Все разнообразие типов изображения русских медведей основано по большей части на бытовании реальных медведей в повседневной европейской действительности.