Магдалена ЖАКОВСКА
Изображение России-медведя в немецкой карикатуре 1914–1945 годов
Популярным является мнение о специфическом характере отношения Германии к России: они опираются на страх, на чувство превосходства и на очарование. Наш анализ немецких изображений восточного великана, проведенный на материале самых популярных немецких сатирических журналов «Simplicissimus» и «Kladderadatsch», подтверждает тезис, что карикатура, особенно политическая, это прикладное искусство. Немецкие карикатуры 1914-1945 годов, посвященные России / СССР, отражали состояние политических отношений между двумя странами.
Образ «русского медведя» был наиболее популярен в изображении России. Этот образ использовался чаще всего во время Первой и Второй мировых войн, реже – в период 1922–1932 годов, когда в отношениях между двумя странами доминировало сотрудничество, даже своеобразная дружба.
В Германии медведь является многозначным символом. Популярный в геральдике, свое самое известное отражение он получил как символ «грубой» Саксонии, а также в облике достойного бурого медведя в короне на гербе Берлина. Множество семиотических значений выявляет также анализ немецких карикатур «русского медведя». Русский народ чаще всего был изображен в облике могучего бурого медведя, скованного или разбившего оковы, только недолгое время, после Февральской революции, – носящего фригийскую шапочку. Похожий медведь, только с такими атрибутами, как корона, сабля или офицерская шапка, олицетворял российскую армию и власть. Советское государство сначала изображалось в облике красного или белого медведя, однако его главным символом стал – особенно после 1933 года – рыжий «медведишка» в буденовке или с красной звездой на волосах, с серпом и молотом. Иными словами, медведь стал символом «коммунистической заразы», угрожающей миру.
В «русском медведе» совместилось немало отрицательного. Если согласиться с диагнозом Эдмунда Лича, что самым выразительным способом изображения Другого в западной культуре является представление его в облике дикого зверя, Россия/ СССР явилась Германии (Европе) как Другой. Медведь как символ российского/ советского государства, как правило, воплощал чуждость и угрозу, которые нес «цивилизованному миру» «хищный, варварский восточный монстр». Репрезентации российского/ советского государства в облике дикого зверя оправдывали соответствующее отношение к нему. Как символ русского народа (изображая народ, карикатуристы, как правило, не отождествляли русскость с советскостью) медведь воплощал его дикость, «темноту», пьянство, угнетение, бедность, пассивность и, вместе с тем, его скрытую силу. Правителей государства карикатуристы также рисовали в облике медведя, чаще всего переодетого в медвежью шкуру варварского, демонического Сталина.
«Русский медведь» нередко наделялся и положительными значениями, символизируя могущество и мужественность атакованного со всех сторон европейского Самсона. Медведя изображали также в виде нейтральной фигуры – равноценного партнера государств, составляющих концерт держав. Он был не одинок в этом немецком зверинце народов: среди его партнеров – британский лев, французский петух, итальянская волчица, американский стервятник, китайский дракон, польские свинья, крыса, вошь. Иногда, в сравнении с другими немецкими изображениями России/СССР, медведь был представлен в качестве нейтральной фигуры. Апогей недоброжелательности наступил, конечно, после 22 июня 1941 года. В то время СССР стал изображаться, кроме того, в облике вооруженной могущественной обезьяны или красного хищного чудовища – козлоногого сатаны с лицом Сталина.