А. Россомахин, Д. Хрусталёв

Россия как Медведь: Истоки визуализации (XVI-XVIII века)

Опубликовано в: Границы: Альманах Центра этнических и национальных исследований ИвГУ. Вып. 2: Визуализация нации. Иваново: Ивановский государственный университет, 2008.

1.

Известно, что медведь относится к ряду устойчивых символов России и «русскости», в числе, скажем, таких, как мороз, Сибирь, деспотизм, икра, водка, а в новейшее время – балет, matrioshka, автомат Калашникова и коррупция. Но именно медведь стал самым понятным и востребованным атрибутом России для западного сознания (1). Интригует вопрос – как далеко в историю уходит эта «медвежья» метафора?

Шокирующие подробности о российских нравах, российском укладе, жуткой русской стуже, городах и весях, по которым разгуливают медведи, содержатся в классических трудах С. Герберштейна («Записки о Московии», 1549) и А. Олеария («Описание путешествия в Московию», 1647); представляется, что в значительной степени именно эти бестселлеры, переведенные на все европейские языки, сформировали на Западе ряд устойчивых стереотипов, сохранившихся до наших дней.

Из английских публикаций следует упомянуть книгу Дж. Флетчера «О государстве русском» (1591), на которую через сто лет опирались Дж. Мильтон в компилятивной «Краткой истории Московии» (1682) и Джон Перри в ставшей весьма популярной книге «Состояние России при нынешнем царе» (1716).

В глазах европейцев образ далекой и неизвестной Московии с ее дикими обитателями со временем сросся с образом свирепого русского медведя (2). В английской литературе о нем есть упоминания уже у Шекспира (3). Осознание некоей виртуальной угрозы со стороны восточной деспотии (а после Ливонской войны 1558–1582 годов и вполне конкретной) вскоре вылилось в появление памфлетов антирусской направленности. Так, в 1585 году, спустя лишь год после смерти Ивана Грозного, немецкий пастор П. Одерборн опубликовал сатирические очерки о жизни и деятельности московского царя («Жизнь Иоанна Васильевича, Великого князя Московии»), где, в частности, описал его любимое времяпрепровождение: в мирное время великий князь развлекался охотой, играми, танцами, старинными спектаклями, зрелищами и развратом. На охоте он не любил большого количества лошадей и собак – он брал с собой пленных и бросал медведям. После чего наблюдал, как медведи рвут пленников на части (4). Возможные отголоски подобного живописания прослеживаются, например, у поэта-кавалера А. Каули, который в комедии «Щеголь с Колменской улицы» (1661) осмеивал фантастические слухи, циркулировавшие среди роялистов в период Протектората, утверждая, что «Московский царь обещал дать взаймы десять тысяч медведей, чтобы наводнить ими Англию…» (5).

 

Первое известное нам изображение медведей в контексте России содержится на гербе английской «Московской компании» (Muscovy Company); герб датируется 1596 годом (ил. 1), а компания была основана еще в 1555-м, то есть уже на следующий год после первых англо-русских контактов на государственном уровне и установления дипломатических отношений. Медведи выступают здесь геральдическими щитодержателями. Но тут не было еще ни издевки, ни иной идеологической нагрузки: медведи здесь лишь экзотический атрибут страны загадочных московитов (6).

Ил. 1. Герб английской «Московской компании».

Гравюра на дереве. 1596 г .

Если не ограничиваться только Англией, то можно упомянуть и более ранние изображения медведей – маркирующих восточную Terra Incognita на географических картах XVI века. Вероятно, самой ранней можно признать знаменитую географическую карту Carta marina (1539) шведского прелата О. Магнуса (ил. 2) (7). Несколько «медвежьих» сюжетов присутствуют также и в его более поздней «Истории северных народов» (1555): охота на медведей, медведи и пчелы, скоморохи с танцующими медведями (ил. 3). В одной из глав этого труда Магнус сообщает, что «русские и литовцы, храбрые и воинственные народы, самые близкие соседи шведов и готов на Востоке, находят особенное удовольствие, имея диких зверей, которых приручают так, что они слепо повинуются их малейшему знаку», причем особенно часто дрессируют медведей. Магнус подозревал, что вожаки медведей (скоморохи), заходившие на территории западных государств, служили шпионами на жаловании Московского Великого князя…

Ил. 2. Медведи, пчелы и защитная дубинка. Рисунок с «Морской карты» О. Магнуса. Гравюра на дереве. 1539 г .

Ил. 3. Белорусские скоморохи с медведем. Ксилография из книги Олафа Магнуса «История северных народов» (Рим, 1555)

Медведи фигурируют и на двух чуть более поздних картах Московии: одна была создана знаменитым картографом Дж. Гастальди и включена в венецианское переиздание уже упомянутых «Записок» Герберштейна, выпущенных в 1550 году (ил. 4); вторая была составлена английским путешественником Э. Дженкинсоном в 1562 году (ил. 5) (8) В следующем веке медведи вновь появляются на географических картах России – либо в картушах, либо в виде миниатюрных силуэтов на пустынных просторах Московии/Тартарии: отметим хотя бы ряд карт, выпущенных в 1638, 1640, 1651, 1662 годах знаменитой на всю Европу амстердамской типографией И. Блау (ил. 6).

 

Ил. 4. Фрагмент карты Московии Дж. Гастальди, вошедшей в венецианское переиздание «Записок о Московии» Сигизмунда Герберштейна (1550)

Ил. 5. Фрагмент карты Московии Э. Дженкинсона, 1578 г .

Ил. 6. Фрагмент карты Европы В. Блау, опубликованной позднее в «Атласе» Иоганна Блау. Гравюра на меди. 1617/1630 гг.

В XVIII веке мощь России неуклонно растет, составляя конкуренцию планам английской гегемонии, и уже с 1730-х годов в Лондоне появляются первые гравированные листы, где русские императрицы изображены в виде коронованных Медведиц (9). А начиная с последней четверти XVIII столетия, Медведь стал традиционно использоваться как образ России в политической графике.

Необходимо отметить, что XVIII век справедливо считается золотым веком английской карикатуры (10). Следствием беспрецедентной свободы печати и возникновения дешевой техники офорта стало то, что рынок был буквально перенасыщен сатирическими листами, содержащими оперативный и остроумный отклик на все текущие события, в том числе на внешнеполитической сцене.

Нигде в Европе в это время еще нет профессиональных карикатуристов, и только в Англии карикатура признается искусством. Вслед за У. Хогартом, положившим начало карикатурному буму, к 1770-м годам появилось уже более полутора сотен художников и более сотни издателей. Наиболее успешные из них открывали гравюрные лавки, у витрин которых собирались толпы любопытствующих (11). В интересующей нас последней трети XVIII века крупнейшими издателями были M. Darly, C. Bowles, W. и H. Humphrey, J. Bretherton, E. Darchery, S.W. Fores, W. Holland, T. Cornel, R. Ackerman. Большая часть гравюр была создана такими художниками как H. W. Banbury, J. Gillray, J. Bretherton, J. Collet, J. Sayers, T. Rowlandson, I. Cruickshank, S. Collings, G. M. Woodward, R. Dighton, R. Newton. Гравюры обычно раскрашивались акварелью, однако продавались и более доступные по цене нераскрашенные оттиски.

2.

Все представленные в нашем каталоге гравюры, за исключением первых трех, описывались de visu . Размеры гравюр (высота/ширина) даны в английских дюймах (1 дюйм = 25,4 мм). Полностью воспроизводятся издательские данные, включающие дату выпуска, имя и адрес издателя/продавца, а иногда и рекламу. Кроме этого, изредка встречаются элементы так называемого издательского адреса: Inv[enit] – автор оригинала, по которому исполнена гравюра; Sculp [sit] – награвировал; F[ecit] – сделал. Очень часто офорт использовался в сочетании с резцом.

Наш каталог содержит наиболее ранние изображения Russian Bear и претендует на исчерпывающую полноту (12); однако нельзя исключать, что какие-то единичные гравюры могли остаться нам неизвестными. Поиск гравюр велся в фондах Отдела эстампов Российской Национальной библиотеки и в богатейшем эрмитажном собрании (13) английской политической гравюры. Поиск велся также и по двум самым представительным справочным изданиям: «Подробному Словарю русских гравированных портретов» Д. А. Ровинского (СПб., 1886–1889) и каталогу Отдела гравюр и рисунков Британского Музея ( Catalogue of Political and Personal Satires. London , 1870–1954; тома, описывающие гравюры до 1770 года, подготовлены Ф.Д. Стивенсом, с 1771 года – М. Д. Джордж). Эти замечательные издания, к сожалению, не содержат репродукций самих гравюр.

Из 13 известных нам гравюр XVIII века, где Россию репрезентирует Медведь (или Медведица), 3 относятся к царствованию Анны Иоанновны и связаны с последствиями борьбы за «польское наследство», а также событиями Русско-Турецкой войны 1735–1739 годов. Следующие 8 посвящены царствованию Екатерины Великой; они связаны с «польским вопросом», «очаковским кризисом» и внешнеполитическими контактами в самом конце екатерининского правления. Еще 2 гравюры появились в начале царствования Павла I; эти листы посвящены совместному противостоянию Англии и России наполеоновским экспедициям в Египет и Италию. В создании «медвежьих» сюжетов XVIII века приняли участие в том числе и такие прославленные карикатуристы, как Т. Роуландсон, Дж. Гилрей, И. Крукшенк (ему принадлежит 4 листа).

В череде реальных исторических персонажей – политиков и монархов – на гравюрах с Русским Медведем трижды окажется старинный символ Британии Джон Булль (John Bull); еще на двух листах его замещает Бык (Bull). Образ Джона Булля был создан еще в 1712 году, в антивиговском памфлете Дж. Арбетнота – литератора, придворного врача, дружившего со Дж. Свифтом и оказавшего большое влияние на Л. Стерна. Уже более двухсот лет эта своеобразная персонификация Великобритании остается весьма востребованной карикатуристами всего мира.

Непристойные намеки и откровенное похабство, реализованные в нескольких листах (14), дают возможность интерпретировать их и как элементы «смеховой культуры», и как феномен психоаналитического «вытеснения», и как политический заказ. В 3 гравюрах из 13 роль медведя вполне эпизодическая, третьестепенная (например, миниатюрный эмблематический медведь на театральной ложе с Екатериной в сюжете 1787 года), – но тем показательнее, что отождествление России, её правителей и русских вообще с Медведем стало к этому времени уже общим местом для карикатуристов и для европейской публики.

В последующие два века число карикатур, представляющих Россию то свирепым и злобным, то дружественным и управляемым Медведем, возрастало в геометрической прогрессии и уже не поддается учету (15). Европейская идиосинкразия, воплощенная когда-то в английских сатирических листах, успешно перекочевала и в нынешний век.

Можно констатировать, что вслед за русскими императрицами XVIII столетия, медведями изображались и все последующие русские императоры – от Павла I (16) до Николая II. Советские генсеки не избежали участи российских самодержцев: они тоже изображались в медвежьем обличье.

Эта традиция активно развивается. Один из показательных примеров: в 2007 году на международном конкурсе World Press Cartoon первое место заняла карикатура шведского художника Р. Ханссона, изображающая российского президента Путина в облике Медведя, задумчиво обрабатывающего напильником когти. Представляется, что политтехнологи сегодняшней России, вполне сознательно культивирующие «медвежью» метафорику, вряд ли рефлектируют над её амбивалентностью.

 

Каталог английских карикатур XVIII века, представляющих Россию в образе Медведя

Автор

Гравюра

Дата / Издательские сведения

Сюжет

 

 

 

 

An Englishman

[Аноним]

The European Race

Европейская гонка [серия из трех карикатур]:

Heat I'st
Anno Dom. MDCCXXXVII

Забег I-й . 1737 год
14 5/8 х 8 1/2
офорт

10 октября 1737

 

C. Mosley sculp. Publish'd according to Act of Parliament, Oct 10, 1737

 

Авторская программа гласит: «Смиренно запечатлены политики Великобритании, Франции, Испании, России, Турции, Германии, Италии, Голландии и Корсики – их покорным слугой Англичанином».

На беговой дорожке у морского побережья соревнуются: Франция в образе Лисы, Россия на Медведе, Испания на Волке, Турция на Слоне и др. Восседая на Медведе, Россия держит в одной руке штандарт, а в другой кривую арабскую саблю.

 

Heat II'nd
Anno Dom. MDCCXXXVIII

Забег II- й. 1738 год
14 5/8 х 8 1/2
офорт

26 ноября 1738

 

Publish'd November the 26th 1738, according to the late Act.

C. Mosley sculp'r

Авторская программа гласит: «Запечатлены политики Мира – их смиренным слугой Англичанином».

Державы готовятся к новому забегу и взбираются на своих ездовых зверей: Испания на Волка, Турция на Слона, Россия на Медведя. Русский Медведь представлен усталым и больным, с висящей на перевязи передней лапой

 

 

Heat III'd
Anno Dom. MDCCXXXIX

Забег III- й . 1739 год
14 5/8 х 8 1/4
офорт

9 апреля 1739

 

Publish'd April the 9th 1739, according to the late Act.

C. Mosley sculp.

Авторская программа гласит: «Запечатлен величайший политик Европы – его покорным слугой Англичанином». Русский Медведь и Турецкий Слон борются за первенство; Французская Лисица колет Медведя копьем в спину, а Немецкий Орел вонзает когти в Слона

 

 

 

В 1740 году серия «Европейская гонка» была издана отдельно со специальным фронтисписом «An Explanation of the First , Second and Third Heats of The European Race» (Geo . Bickham jun inv et sculp. Publishd 28 of Jan'y. 1740 according to Act of Par't), который изображал обвившую землю гидру с головами Медведя, Слона, Лисицы, Лошади, Свиньи, Орла и Волка. Кроме этих трех гравюр издание включало еще две: «Fee Fan Fum» и «European Race for A Distance»

[Thomas Rowlandson]

1756 – 1827

Sketch of Politicks in Europe 24'th January 1786, Birth Day of The King of Prussia

Зарисовка политики в Европе 24 января 1786 года, в день рождения Прусского короля

(ил. 1)

9 7/8 х 14 1/2

офорт, (раскрашенные и не раскрашенные состояния)

10 февраля 1786

 

Pub'd Feb'y 10'th 1786 by S Hedges № 91 Cornhill

 

Король Англии и король Пруссии (курфюст ганноверский) сидят под балдахином и держат на цепи двуглавого орла – Австрию.

По периметру листа, вокруг англо-прусских союзников, располагаются прочие европейские державы: Россия (Медведь в короне) жадно смотрит на маленького медвежонка, символизирующего Польшу, и говорит: «Замучена амбициями, поддержанными братом Иосифом!». Медвежонок восклицает: «Мне не закроют рот!».

Обезьяна в короне (Людовик XVI ) сидит на глобусе с надписью Holland . Представлены также бюсты, репрезентирующие Сардинию, Испанию, Португалию, Швецию, Данию и Турцию (бюст Султана, который смотрит через Польшу на Россию и говорит: «Клянусь Пророком, она – лишь женщина!»)

[ James Gillray ]

1756 – 1815

Amsterdam in a Dam'd Predicament, – or – The Last Scene of the Republican Pantomime

Амстердам во власти ужасной напасти, или Последний акт Республиканской пантомимы (ил. 2)

 

12 3 / 8 x 17

офорт

(раскрашенные и не раскрашенные состояния)

 

1 ноября 1787

 

Pub'd Nov' r 1'st 1787 by S. W. Fores № 3 Piccadilly

 

 

На театральной сцене толпа монструозных Жаб, которых рубит саблей Вильгельм V Оранский (валяются их отрубленные лапы и головы). Слева и справа сцену обрамляют двухъярусные ложи. Слева ложа с Екатериной II и турецким султаном Абдул-Хамидом I . Екатерина с верхнего яруса (на нем эмблематичное изображение Медведя в картуше) грозит султану кулаком: «Гляди у меня, старый козел! Держать под замком столько женщин в своем серале! Я буду не я, если не открою новую страницу в истории – и пусть у каждой женщины будет 20 000 мужчин!». Султан в ответ грозит саблей со словами: «Клянусь пророком и священной Меккой – я усмирю эту распутницу!». В ложе справа Георг III и Людовик XVI . Оркестровая яма в адском пламени, из которого высовываются черти. Над авансценой надпись Sic Transit Gloria Mundi («Так проходит мирская слава»). Слева на дальнем плане принцесса Оранская, отставив пышный зад, с томным видом говорит «Kiss» ( Целуйте!). Окружившие её жабы в восторге воздели лапы… Политический контекст изображения – революция в Голландии и победа принца Оранского над республиканцами

[William Holland?]

1757–1815?

 

The Russian Bear and her Invincible Rider encountering the British Legion

Русская Медведица и её неукротимый наездник, атакующие Британский легион (ил. 3)

 

11 1/8 х 15 1/8

офорт,

раскраска

19 апреля 1791

 

London Pub'd April 19. 1791. by W. Holland № 50 Oxford Street.

 

In Holland's Exhibition Rooms may be seen the largest Collection of Caricatures in Europe. Admit ce One Shil g . Just Pub d the Cause of the War – The Imperial Stride – and the Political Warrior mowing down the Russian Trade

 

Медведицу с головой Екатерины II оседлал князь Г. А. Потемкин с обнаженной саблей в руке; вдвоем они успешно противостоят группе британских политических деятелей во главе с премьер-министром Уильямом Питтом, королем Георгом III , лордом-канцлером Турлоу и, предположительно, герцогом Лидсом. Неукротимый Потемкин отсек все наконечники их копий, за исключением одного. Реплики английских господ более чем скабрезны. За спинами политиков находятся два епископа, один из которых шепчет невероятную молитву: From Russian Bears good Lord deliver me («Избави меня, Господи, от Русских Медведей …»)

[ William Dent]

?–?; работал в 1783–1793 гг.

Boy's Play, or The Russian Bear bait

Молодецкая забава, или Травля Русской Медведицы (ил. 4)

 

10 1/4 х 14 5/8

офорт,

раскраска

3 мая 1791

 

Publ'd by W. Dent May 3'd , 1791

Екатерина с телом Медведицы держится за шест с надписью Oczakow (Очаков), а окружившие её разъяренные державы – Англия, Пруссия, Польша ( Poland), а также Крымское Ханство – охаживают её плетками. Присутствует также Голландец, не участвующий в экзекуции. Англию представляют Георг III (верхом на Ганноверской Кляче – Hannoverian Horse , а также Турлоу и Питт, ведущий Английского Быка. На дальнем плане Г. А. Потемкин (PPtn) с обнаженной саблей преследует Турка. В руке Потемкина длинная веревка, на другом конце которой привязана Екатерина-Медведица

JS f[ecit]

[James Sayers] 1748–1823

The Patriot exalted

Вознесение патриота (ил. 5)

 

13 7/8 х 10 3/4

акватинта

15 марта 1792

 

Published 15'th March 1792 by Tho's Cornell Bruton Street

Медведь , стоя на карте Причерноморья, помогает русской императрице в установке бюста Чарльза Фокса (лидера оппозиции в английском парламенте, провалившего план правительства Уильяма Питта начать войну с Россией). Медведь поднимает бюст с помощью веревки, перекинутой через блок, а Екатерина, поднявшись на лестницу, примеряет ему место между ожившими статуями Демосфена и Цицерона. На карте видны надписи: Oczak[ow], The Bog, The Neister, Black Sea (т. е. Очаков, Буг, Днестр, Черное море). За спиной Медведя стоит царский трон, ножка которого также попирает карту. В левой части листа – два ящика с надписью Houghton Collection for Emp [ess] Russia (намек на покупку Екатериной богатейшей коллекции живописи из Хоутон-холла, загородной резиденции сэра Роберта Уолпола)

IC

[Isaac Cruikshank]

1756? – 1811?

John Bull's Hint for a Profitable Alliance

Намек Джона Булля на выгодный союз

 

8 5/8 х 1 4 15/16

офорт,

раскраска

26 сентября 1794

 

London Sep r 26 1794 by S W Fores № 3 Piccadilly, who has jus fitted up his Exhibition in an entire Novel stile admittance one shilling NB Folios of Caricatures Lent

 

Принц Уэльский в парадном костюме раскланивается перед Екатериной, сидящей на троне, и произносит речь, восходящую к словам Фальстафа. Справа от императрицы стоит Медведь -министр с копьем в лапе и орденами на ленте (из медвежьей шкуры выглядывает человечья голова). Слева от императрицы бюст Чарльза Фокса; далее, за принцем Уэлльским, стоит Джон Булль

 

[Isaac Cruikshank]

 

Royal Recreation

Царская забава

(ил. 6)

8 15/16 х 13 1/4

офорт,

раскраска

7 января 1795

 

London Pub: January 7 1795 by S W Fores № 3 Piccadilly

 

В левой части листа радостная Екатерина, сидящая на троне. Рядом с троном – Медведь , лежащий в позе сфинкса (видна только его оскаленная морда и вытянутые вперед лапы). Подошедший к трону Суворов (по всей видимости, это его первое появление в английских карикатурах) протягивает Екатерине головы польских женщин и детей со словами: «Итак, моя Царственная Госпожа, я в полной мере исполнил Ваше ласковое материнское поручение к заблудшему народу Польши, и принес Вам Сбор Десяти Тысяч Голов, заботливо отделенных от их заблудших тел на следующий день после Капитуляции ». Подмышкой у Суворова зажата сабля и Articles of Capitulation Warzaw (Акт о капитуляции Варшавы); окровавленные рукава его совершенно абсурдного расшитого золотом мундира засучены. За Суворовым трое его солдат, несущих корзины с головами несчастных полек. Над ними парит черт, который аплодирует Екатерине со словами: «Браво! Это превосходит даже сцену с отравлением». На самом правом краю листа – бюст Чарльза Фокса на пьедестале

IC

[ Isaac Cruikshank ]

 

 

The British Menagerie

Британский Зверинец (ил. 7)

 

11 3/8 х 17

офорт,

(раскрашенные и не раскрашенные состояния)

5 июля 1796

 

Pub'd July 5'th 1796 by S. W. Fores № 50 Piccadilly corner of Sacrville St–Folios of Caricatures lent out for the Evening

 

 

Уильям Питт беседует с Мистером и Миссис Булль о европейских бестиях, сидящих в клетках. Все они пронумерованы:

1. Австрийский Леопард

2. Прусский Орел

3. Галльский Петух

4. Русский Медведь в короне, с характеристикой «очень расчетливый зверь» ( a very prudent Animal )

5. Сардинский Ёж

6 и 7. Мыши – Конде и Брауншвейг

8. Неаполитанская Летучая Мышь

9. Голландская Жаба

10. Шведская Свинья

Питт, с лопатой в руках, зачерпнул из бочонка золотых монет и скармливает их Австрийскому Леопарду. Справа – вносят клетку с Папой римским Пием VI …  

[Isaac Cruikshank?]

 

S't George and Dragon or the Glorious Aera of 1798

Святой Георгий и дракон, или Славная эра 1798 года (ил. 8)

 

10 х 13 13/16

офорт,

раскраска

 

5 декабря 1798

 

Pub. Dec' r 5. 1798, by S. W. Fores № 50, Piccadilly corner of Sacrville S t Folio's of Caricatures lent out for the Evening

 

Уильям Питт как Святой Гергий поражает копьем дракона, сидя верхом на английском Быке ( Джоне Булле). Древко копья имеет надпись United strength of the people . С неба Питта осеняют лучи созвездий: Турции (полумесяц), Австрии и Голландии (Орел и Пес) и России (Медведь).

Бык растоптал копытами пятерых французских Петухов – членов Директории; рядом валяется на спине испанский Пес. У Дракона одна из трех голов отрублена – это голова Чарльза Фокса. Две другие головы принадлежат Шеридану и Тёрни, представителям оппозиционной партии вигов. Лист посвящен успехам кабинета Питта на внешней и внутренней политической арене. В августе адмирал Нельсон уничтожил французскую эскадру у берегов Египта. Россия помогла закрепить этот временный успех – в октябре адмирал Ушаков изгнал французов с Ионических островов

J's Gillray F't

[James Gillrey]

1756–1815

Allied-Powers, Un-booting Egalite

Союзные силы, разувающие Эгалитэ (ил. 9)

 

10 1/8 х 14

офорт,

раскраска

1 сентября 1799

 

Pub'd Sept'r 1'st 1799. by H Humphrey № 27 S t James's Street

 

Представлена вторая антифранцузская коалиция: Медведь (с мордой, напоминающей волчью) помогает австрийскому императору стаскивать сапог-Италию с ноги республиканского генерала Наполеона. Из сапога сыпятся монеты (на карте-сапоге обозначены Rome, Naples, Flor [ence] , – т.е. Рим, Неаполь, Флоренция). Наполеон с окровавленными кинжалами в руках стоит на голландском сыре. Английский моряк (Джон Булль) сзади схватил Наполеона за руки (на ленточках его берета надписи: Nelson, Duncan, Bridport). Упитанный голландец, просунувшись между ног англичанина, выдергивает Dutch Cheese (Голландский сыр) из-под Наполеона. Турок, украшенный ожерельем из отрезанных ушей и носов, схватил Наполеона за нос, и хочет отсечь его саблей с надписью St Jean d ' Acre). На дальнем плане справа водят хоровод вокруг подожженного шеста с фригийским колпаком. В названии листа обыгран лозунг Великой французской революции: Liberté, Egalité, Fraternité! (Свобода, Равенство, Братство!)

ПРИМЕЧАНИЯ

(1). Частотный анализ английских текстов показывает, что слово «медведь» неизменно входит в дюжину существительных, исчерпывающих русскую тему. Любопытно, что и в самой России социологические опросы начинают фиксировать «медведя» среди основных товарных символов страны. См. подробнее: Локоткова С. Россия XXI века: без физики и лирики // Прямые инвестиции. 2006. № 12. С. 43–44; Малкин В. The Sud'ba of Dusha // Неприкосновенный запас. 2007. № 1. С. 30.

(2). Прошло почти полтысячи лет (!), а этот миф оказался актуален и непосредственно в наши дни: именно к нему апеллировало правительство Санкт-Петербурга в январе 2007 года, начав рекламировать северную столицу России в качестве туристического центра. В Лондоне, Амстердаме и Париже на рекламных щитах было размещено 300 постеров, объединенных слоганом No bears, just beauties (Нет медведей, только красоты) и снабженных ёрнической фразой: Is it what you thought St. Petersburg was like? (А вы думали, что Петербург выглядит так?). Эти фотоколлажи содержат, к примеру, следующие сюжеты: медведь, идущий по снегу на фоне роскошного бело-голубого фасада Екатерининского дворца в Царском Селе; панорама Дворцовой площади с медведем среди немногочисленных прохожих; медведь вблизи величественной колоннады Казанского кафедрального собора, медведь на фоне Исаакиевского собора и памятника Николаю Первому…

(3). В трагедиях «Генрих V» (1599) и «Макбет» (1605). Подробнее см. нашу книгу: Россомахин А., Хрусталёв Д. Русская Медведица, или Политика и похабство. СПб., 2007. С. 7–10.

(4). См.: Социально-политическая история России XVI – начала XVII века. М., 1963. С. 213.

(5). См.: Алексеев М. П . Русско-английские литературные связи: XVII век – первая половина XIX века. М., 1982. С. 99.

(6). Стоит попутно отметить, что в русской земельной геральдике изображение медведя, среди прочих животных, являлось самым частотным: до революции оно присутствовало на гербах восемнадцати городов и четырех губерний ( Винклер П. П . Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской империи, внесенные в Полное собрание законов с 1649 по 1900 год. СПб., 1899). В современной же геральдике медведь украшает гербы четырнадцати городов и восьми субъектов Российской Федерации (подсчитано по: Борисов И. В., Козина Е. Н. Геральдика России. М., 2005).

(7). Её полное название выглядит так: «Морская карта и описание Северных земель с удивительными вещами, в них содержащимися, старательнейше обработанная в год от рождества Христова 1539-й в Венеции, иждивением достопочтеннейшего отца Иеронимо Квирини, патриарха венецианского» (См.: Савельева Е. А. Олаус Магнус и его «История северных народов». Л., 1983).

(8). Эта карта известна по копии, изданной в 1578 году в Антверпене Г. де Йоде .

(9).Россомахин А., Хрусталёв Д . Русская Медведица, или Политика и похабство.

(10).См ., напр .: Donald D . The Age of Caricature: Satirical Prints in the Reign of George III . New Haven, 1996.

(11). Полагаем, здесь напрашивается аналогия с советскими «Окнами РОСТА» первых послереволюционных лет.

(12). Нам неизвестно ни одной работы, специально посвященной образу русского медведя в сатирической графике. Отметим, тем не менее, что в появившейся недавно книге Г. Гольца «Die Zarin und Der Teufel. Europaische Rußlandbilder aus vier Jahrhunderten» (Halle, 2003) есть раздел под названием Bär und Boney, где воспроизведены в цвете 4 гравюры XVIII века, содержащие изображения медведей, а также 12 гравюр, относящихся к эпохе Наполеоновских войн. Выражаем признательность О. В. Рябову за указание на эту публикацию.

(13). За доброжелательную помощь и поддержку выражаем признательность сотрудникам Отделения гравюр Отдела Западно-Европейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа Л. А. Дукельской, Р. Г. Григорьеву, В. М. Успенскому, И. Е. Кулеменевой, С. С. Орехову.

(14). У. Теккерей, обозревая в 1854 году в одном из эссе «карикатуры дедовских времен», то есть работы преимущественно Гилрея, Банбери, Роуландсона, Вудворта и Крукшенка, справедливо отмечал: «…среди этих рисунков было немало таких, что не предназначались для молодых девиц, и таких, что не следовало показывать и мальчикам. <…> И все же сколько сокровищ щедрого английского юмора было в этой грубой, дикой, беспутной и безрассудной картинной Галерее! Как свирепа была эта сатира, как беспощадно она разила, какими потоками грязи обливала свои жертвы, какие коварные удары она наносила и как часто пользовалась языком торговок с рыбного рынка!..» ( Теккерей У . Собр. соч.: В 12 т. М., 1980. Т. 12).

(15). В рамках начатого нами в 2006 году проекта «Россия как Медведь», в ближайшее время выходит в Петербурге очередная книга - «Польская диета Русского Медведя», содержащая в приложении Каталог гравюр с Русским Медведем периода 1826–1832 годов. В настоящее время нами подготовлен к печати масштабный Альбом Русских Медведей Викторианской эпохи. Кроме того, сошлемся на нашу статью, посвященную реконструкции одного «медвежьего» сюжета периода Крымской войны: Россомахин А., Хрусталёв Д. Россия как Медведь // Неприкосновенный запас. 2008. № 1 (57).

(16). Для Павла была придумана в Англии даже специальная кличка Paulo Bruin, т. е. Павел Медведь.